Ски-тур в Хибинах в условиях полярной ночи

Антонина Кукушкина
545 Просмотрено

Отзыв участника ски-тур школы в Хибинах | Дмитрий Сергиенко

Небольшая предыстория

Сам катаюсь достаточно давно, в багаже практически все крупные горнолыжные курорты Альп. Иногда в Альпах обращал внимание на лыжников, поднимающихся вверх под подъемниками. Но тогда представлял, что это люди, выкованные из стали, и как-то примерять к себе подобный подвид горнолыжного спорта не приходилось. Однако, идея опробовать ски-тур возникла внезапно в момент июльского подъема на Эльбрус по северной стороне, когда уже во время изнурительного спуска с вершины в штурмовой лагерь неожиданно увидел дугу лыжного следа. На это наш гид сказал: «Скитурщики гоняют, полчаса с вершины!»

К сентябрю-октябрю желание поскитурить окрепло, и приступил к изучению темы и выбору снаряги. Начал с выбора школы ски-тура. Выбор услуг в интернете достаточно широк. Но трагедия, произошедшая в сентябре на Эльбрусе, подсказала, что лучше начинать с компанией, которой можно довериться, и поэтому выбор пал на АльпИндустрию, у которой как раз планировалась школа ски-тура в сентябре (это ни в коем случае не реклама, предыдущий опыт восхождения на Эльбрус с гидами «АльпИндустрии» показал различие между «дикими» и «цивилизованными» коммерческими восхождениями).

Далее, проанализировав список необходимого оборудования и обмундирования, понял, что практически все есть от предыдущих занятий горнолыжным спортом за исключением лавинного оборудования, скитурных лыж и ботинок. На прокат скитурных лыж и ботинок не стоит надеяться, т.к. есть много нюансов – по какой поверхности собираешься скитурить, для каких целей – либо зашел и спустился (в данном случае достаточно обычных ботинок под пиновые крепления и переключателем «ходьба-катание»), либо в больший альпинистский уклон (тут уже речь идет об облегченных ботинках, менее приспособленных для ежедневного катания). Перепробовал десятка два ботинок, по соотношению цена/качество/жесткость были выбраны ботинки Atomic Hawx 120 XTD Prime.

С лыжами сложнее – т.к. не было уверенности, что понравится, поэтому решил поискать б/у на Avito. Выбор из б/у невелик, но нашелся продавец из Уренгоя, который за достаточно оптимальную цену продал K2 Annex 118 Seth Morrison Pro с геометрией 147-118-135 с пиновыми креплениями G3 Onyx и камусом K2 Wayback. Как показал последующий опыт, лыжи оказались немного тяжеловаты, но ведут себя великолепно как на фрирайде, так и на трассе (да, заложить карвинговые повороты на скорости под 100 км/ч на лыжах с талией 118 возможно). Крепления G3 Onyx показали себя с надежной стороны, но устарели – перестегнуться из режима «ходьба» в режим «катание» занимает достаточно много времени, что критично при ветре и морозе в отличие от современных креплений, в которых достаточно повернуть заднюю головку крепления для переключения в другой режим.

Небольшое уточнение. Из списка снаряжения отдельно мило выделялись «пуховые тапочки», которые, как выяснилось, организатор и ведущий всех ски-турных программ Антонина Кукушкина добавила по своему длительному опыту ски-туров. Как впоследствии оказалось, что иногда приходилось сожалеть об отсутствии этих самых пуховых тапочек, т.к. в гостинице Кировска ночами было очень прохладно при сильных ветрах, дующих постоянно в Хибинах, и полы в номере остывали очень быстро.

Дмитрий Сергиенко УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ
Школа ски-тура в Хибинах

Новостью перед отъездом стало то, что по каким-то неясным причинам группа не собралась, и у меня в результате получилось индивидуальное ВИП-обучение с профессиональным гидом.

Гидом был Игорь Плотников, который известен в социальных сетях просто как «Гид в Хибинах», у которого очень профессиональный раздел в VC с информацией о погоде, состоянии снега, нюансах ски-тура на Кольском полуострове. Игорь сам из Кировска, имеет гигантский опыт в горных лыжах, сноуборде и сплитборде. Исходил не только Хибины, но и весь Кольский полуостров, а также имеет опыт хождения/катания в других регионах России, которые так или иначе связаны со ски-туром. Ну и в целом, Игорь очень интересный собеседник с широким кругозором. От него много узнал про историю Кировска, Апатитов и других городов Кольского полуострова.

Ски-тур в Хибинах в условиях полярной ночи
Игорь Плотников, гид программы

День 1

После небольшой разминки на подготовленном склоне стали изучать азы ски-тура. Как клеить камус, как его снимать и упаковывать . Как встегиваться/выстегиваться в глубоком снегу. Как правильно ходить. Как не утонуть в глубоком снегу. Что такое «transition». Все это чередовалось подъемами/спусками на северной стороне горы Айкуайвенчорр (или BigWood в обиходе). При этом один нюанс – сильные ветра частично сдули снег с открытых поверхностей, и фрирайд-спуск чередовался глубоким снегом в перепадах рельефа и жестким льдом на выступающих поверхностях. День завершился спуском уже по югу и скитур-переходом через одно из ущелий с юга на север. От непривычки вечером ноги просили пощады, и это несмотря на практически ежедневные забеги до этого на 10-20 км и велосипедом на 50-100 км.

Вывод – для ски-тура надо обязательно тренироваться! Как показал потом опыт, что при тренированном организме адаптация происходит на 2-й – 3-й день (хорошую практику предложил Игорь Плотников – в конце каждого учебного дня подводить итоги и фиксировать выводы и навыки, приобретенные в течение учебного дня).

День 2

Продолжили обучение на северном склоне. В основном, день был нацелен на обучение лавинной безопасности, поиску «потерпевших» с бипером, щупом и лопатой. Игорь достаточно подробно показал слоевую структуру снега, почему образуются лавины, как избежать лавиноопасных мест. Изучали виды поворотов – простой AVA turn для достаточно пологих уклонов и KICK turn для уклонов более 30 градусов (все последующие дни именно в kick turn пришлось тренироваться). Награждением дня был шикарный спуск по дальнему кулуару под заброшенной трассой скоростного спуска по глубокому снегу.

Вывод – день дал ряд навыков по лавинной безопасности, технику поворотов, ну, и адаптацию к нестандартным нагрузкам.

Ски-тур в Хибинах в условиях полярной ночи
Панорама Хибинских гор

День 3

Выходной. Хотя, на самом деле, выходной для гида, а для меня был очередной катальный день. Отрадно, что взойти вдоль склона на вершину BigWood удалось без проблем, навыки ски-тура укореняются, в принципе, понимаешь, что уже появляется запас в физухе, при желании можно было бы повторить. Как раз удалось посетить новый Ресторанный комплекс Плато, похожий на шайбу, на вершине Айкуайвенчорр. За 600 руб. неплохой шведский стол. Чувствуется, что ресторан новый, персонал новый, есть некоторая неорганизованность в действиях персонала. Например, пиво отсутствовало, и девушка на барной стойке даже не знала об этом. На просьбу о бокале вина каберне последовал долгий поиск этого самого каберне, хотя вино стояло на витрине.

Выводов особо никаких за этот день не последовало, просто закрепление полученных навыков.

День 4

В этот день поехали в сторону Мончегорска/Кандалакши и восходили на одну из сопок. Подъем был сплошной лес и камни, на вершине карликовые березки. Зашли три раза. Спуск местами был через курумы (локальные нагромождения камней). Спускаться было достаточно просто, но объезды через камни были местами непростые, несмотря на небольшую крутизну склона. Хоть и старался объезжать камни по глубокому снегу, но пару хороших царапин на скользяке лыж поймал. Попутно Игорь показывал возможные места скопления лавин. Последний спуск был уже с фонариком, что добавило драйва к мероприятию.

Выводы – в лесу риск лавины меньше, но стоит обращать внимание на открытые места, и фонарик иногда лучше крепить на шею, чем на шлем.

День 5

Наверное, это был самый насыщенный день. Ходили на вершину Кукисвумчорра в районе 25-го километра. В этот день было все – и огромные белоснежные поля, и сильный вымораживающий ветер, и шикарный спуск по белоснежному полю, и красивые виды. Руки дошли до копания шурфов и исследования слоев снега. Игорь показал, как проводить тесты на устойчивость снежного покрова. Посмотрели на лавиноопасные карнизы.

Выводы этого дня – прежде всего знания в лавинной безопасности, и поворот kick turn, наконец-то, стал получаться.

День 6

Это была поездка в Кандалакшу. Спасибо Игорю, это был интересный выезд. Тем более, проехали и самое большое озеро на Кольском полуострове Имандра, буддистскую ступу на развилке Кандалакша-Мончегорск, издалека увидели Кольскую АЭС и поселок атомщиков Полярные Зори.

За Кандалакшей поднялись на сопку, прошли мимо DublDom (такой домик для экотуристов – оказалось, что такие домики есть и в Московской области). После длинного восхождения был длинный спуск, особенно заковыристый внизу сопки, т.к. там более суровый лес, чем в районе Кировска, и петлить вокруг деревьев было непросто. Увидели сверху сопки замерзшее Белое море.

Выводы дня – лавинки бывают и в лесу, и что при 118-й талии сидеть на задниках совсем необязательно, лыжи всплывают практически на любом снегу.

Вечером чего-то не хватало, поэтому опять ломанулся на BigWood. В ходе подъема отключили свет, подъем произошел при практически полной темноте, плюс усиливающийся ветер со снегом иногда сдвигал с места. Но спуск прошел без приключений, основное было не уехать вне трассы, т.к. в темноте ограничивающие вешки не всегда были видны при слабом свете от внизу расположенного города

День 7

День отлета. Времени было мало. Хотелось катнуть вне трассы, но сильный ветер не дал такой возможности. Подъемники и свет были отключены, порывы ветра со снегом иногда не давали видеть дальше носков лыж, на склоне был практически один, хотя меня обогнал бегом один местный лыжник (без лыж, но в комбезе от беговых лыж, в ботинках для беговых лыж, в шапочке для беговых лыж). Пока я скитурил, он добежал до верха, а потом точно также спустился вниз. Тут я понял, что из местных северных людей гвозди можно ковать, настолько они суровы.

Ну, и отметился на BigWood. Наверху попросился погреться и для «transition» в их новый модный ресторан, и при открытии дверь частично вырвало и полетели железки во все стороны. Короче, можно даже гордиться, что сломал ресторан, который стал новой достопримечательностью Кировска!

Ски-тур в Хибинах в условиях полярной ночи
Вид на Кировск
Основной вывод

Наверное, самый основной вывод из этого путешествия – на лыжах можно ездить не только вниз, но и влево, вправо и вверх. Ски-тур дает новую размерность в горнолыжный спорт, которой так раньше не хватало в жестких ботинках, предназначенных только для спусков.

Инфраструктура

Немного двоякое впечатление осталось от Кольского полуострова. В принципе, все понравилось: мощная природа, нет ощущения заброшенности, люди ездят на достаточно свежих авто, встретить автомобиль старше 10 лет затруднительно. Но! Расстроило, что при хороших «катальных» горах не ощущается желание государства развивать этот район. При наличии аэропорта, гор с покатыми склонами (здесь значительно меньше, чем в больших горах, вертикальных склонов, спуститься можно практически везде), городской инфраструктуры у подножия гор, не чувствуется особого желания развивать горнолыжный спорт. Можно зафиксировать, что за последние несколько лет построили один смешанный кресло/кабиночный подъемник, ресторан на вершине BigWood, и по сути, это все. Пока нет планов по развитию, бугельные подъемники как пережиток прошлого действуют, емкость гостиниц невелика. Хотел бы надеяться, что этот прекрасный регион все-таки будет ожидать нормальное горнолыжное будущее!

Отдельное спасибо организатору тура Кукушкиной Антонине и гиду Плотникову Игорю. Без них не удалось бы это замечательное путешествие!


Бронирование туров в Хибины 2023
Отчет Ски-тур Фрирайд